27 и 29 апреля 2021 г для учащихся 9-11 классов Абанской школы №3, педагогами Миллер Надеждой Яковлевной и Истоминской Ириной Николаевной проведены уроки, посвящённые Всероссийскому Дню генетики на тему "Генетика растений и продовольственная безопасность".
Старшеклассники смогли не только прослушать лекцию, но и заполнить кластер по ходу урока, вспоминая проблемы, которые стоят перед человечеством:
- обеспечение продовольствием;
- рациональное использование плодородных земель;
- внедрение новых технологий в сельское хозяйство;
- экологизация всех производств.
Ученики отмечали, что только с использованием генетических технологий человечество сможет решить эти проблемы:
"Мы считаем, что данные технологии способны решить проблему спасения человечества от голода, ведь благодаря генной инженерии люди могут создавать новые сорта и виды культур, способных выжить в различных условиях"
"Мы относимся к генетике положительно , за этим будущее. В дальнейшем она поможет обеспечить население планеты достаточным количеством продовольствия".
"Я отношусь к генетическим технологиям положительно только в том случае, если не будет причинен вред экологии и здоровью людей".
"Генетические технологии - это путь в будущее и возможность показать людям, что ГМО - не зло".
Именно поэтому изучению основ генетики в школьном курсе общей биологии отводится важное место.
Во время урока учащиеся вспомнили вклад в развитие науки и селекции учёных - биологов: Ч. Дарвина, Г. Менделя, ИВ.Мичурина, Н.И.Вавилова.
Они узнали о созданной Николаем Ивановичем Вавиловым самый дорогой коллекции семян растений со всего мира , которая оценивается в 8 триллионов долларов и хранится во Всероссийском институте генетических ресурсов. В настоящее время она насчитывает 320 000 видов семян. Этим количеством можно засеять всю Землю заново если что- то пойдёт не так (например, произойдёт биологическая катастрофа) и накормить все человечество.
Школьники узнали о современных направлениях работы в области селекции: искусственном мутагенезе, полиплоидии, секвенировании генома, маркер- ориентированной селекции.
Все эти методы позволяют учёным иметь желаемый ген в новом растении.
В 21 веке осваивается совершенно новые технологии с использованием генной инженерии.
Было упомянуто о том, что часто слово "ГМО" сейчас воспринимается людьми как негативное клеймо для продукта или организма. Это демонстрируют нашу генетическую неграмотность населения в целом и является тормозом развития генетической технологии.
Знакомство с научными центрами генетики и селекции, в том числе в Сибири, вызвало живой интерес у старшеклассников своей возможностью получать профессиональное образование в этом направлении. Это как раз та идея, которая может поддержать после урока генетики развитие интереса к изучению биологии! Оказывается генетика - не всегда сложная, непонятная наука и ею можно и нужно заниматься профессионально!
смотреть фото с уроков
|